Основными характеристиками образовательной среды МБОУ «Кобраловская ООШ» являются:
- достижение развивающего эффекта посредствам оптимизации обучающих средств;
- создание условий для сохранения и созидания здоровья учащихся;
- направленность деятельности образовательного учреждения на готовность детей к самообразованию, как залогу успешности;
- учебная деятельность исследовательско-поискового типа;
- ориентация на формирование способов репродуктивной и творческой деятельности.
В образовательной среде школы содержится ряд возможностей для личностной самореализации ребенка:
- свободы принятия школьником решения о его вхождении в культурно-образовательное пространство;
- свобода выбора ребенком деятельности (ее содержания и форм) и, что особенно важно, такой деятельности, которая позволила бы ему достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения и реализации своих инициатив;
- построение диалоговых отношений с людьми различных возрастов и социальных групп;
- более интенсивного проживания детьми различных ролей в культурно-образовательном пространстве как возможности "пробы сил";
- творческой самореализации в профессиональной деятельности;
- свобода выбора подходов оптимальной организации образовательного процесса;
- обретение независимости и личностно-профессиональной индивидуальности в условиях культурно-образовательного пространства школы.
Особое внимание уделяется реализации здоровьесберегающего потенциала образовательного пространства школы. Решение проблемы сохранения здоровья детей осуществляется по следующим направлениям:
- Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс
- Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся.
- Рациональная организация труда учителя и учеников.
- Создание комфортного психологического климата.
- Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.
- Чередование различных видов деятельности на уроке.
- Использование аудиовизуальных средств обучения.
При этом учитель на каждом уроке использует такие приёмы как:
- защитно-профилактические (следит за личной гигиеной и гигиеной обучения);
- компенсаторно-нейтрализующие (проводит физкультминутки, динамические паузы, осуществляет вместе у обучающимися оздоровительную, пальчиковую и др. гимнастики);
- информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).
При использовании на уроке, во внеклассной или внеурочной деятельности ИКТ и ТСО предусмотрено соблюдение здоровьесберегающего режима:
- перед началом и после каждого академического часа учебных занятий классы проветриваются;
- ежедневно проводится влажная уборка помещения;
- время непрерывной работы учащихся за ПК не превышает 10-15 минут;
- после работы на персональных компьютерах учителя проводят с учащимися комплекс упражнений для глаз, после каждого урока на переменах - физические упражнения для профилактики общего утомления;
- занятия в кружках с использованием ПК организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе, проводятся не чаще двух раз в неделю общей продолжительностью не более 60 мин.